В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства (5S);
- визуализация;
- канбан (доска задач).
Документы
Национальные стандарты РФ бережливое производство
- ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
- ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты
- ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
- ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
- ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
- ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
- ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
- ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
- ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала
- ГОСТ Р 57522-2017 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства
- Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «О создании производственно-управленческой системы Кузбасса»
- Приказ КОиН Администрации г. Новокузнецка 11.11.2020 №1253 «О создании рабочей группы»
- Приказ КОиН Администрации г. Новокузнецка 22.12.2020 №1398 «Об организации работы по реализации проектов бережливого производства в образовательных организациях города Новокузнецка»
-
Идеи (предложения)
Обучение
График внутифирменных семинаров "Бережливое образование"
Проект
-
Проект "Оптимизация выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности в 7-9 классах" (сроки реализации: 17.01.2022-16.05.2022 г.)
Цель проекта: оптимизировать процесс выбора обучающимися занятий внеурочной деятельности за счёт информирования родителей и обучающихся через сайт школы и соцсети (создание информационных презентаций и стендов по внеурочной деятельности).
Для выбора внеурочной деятельности пройдите по ссылке