«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 — 31.12.2024
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
ФГИС «Моя школа»
С 1 января 2023 года российские школы и образовательные организации СПО в реализации своих образовательных программ обязаны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Рассказываем о работе федеральной государственной информационной системы «Моя школа».
Основные возможности ФГИС «Моя школа»
В настоящее время в федеральной государственной информационной системе пользователи могут открыть личный кабинет, воспользоваться библиотекой проверенного воспитательного и образовательного контента. Здесь есть расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал. Учитель может создавать в системе свои папки и наполнять их документами: информацией о классе, планами работы, протоколами родительских собраний, а также сформировать отчет курирующему администратору.
«Моя школа» — образовательная платформа для учеников, родителей и учителей. На ней можно получить доступ к цифровым сервисам и учебным материалам. Платформа создана Минпросвещения для реализации образовательных программ всех уровней основного образования
Задачи платформы «Моя школа»
- Создание современной и безопасной образовательной среды
- Предоставление равного доступа к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории РФ для всех обучающихся
- Повышение уровня цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий
- Создание возможностей для вовлечения родителей в процесс образования детей
- Взаимодействие региональных и федеральных систем и использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия
Создание платформы «Моя школа» регулируется постановлением Правительства от 13.07.2022 № 1241
Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — это единый федеральный портал с доступом к образовательному контенту и сервисам, который реализуется в рамках внедрения федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Нормативно-правовая база ФГИС «Моя школа»
Указ президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства Просвещения Российской Федерации»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
Приказ Минпросвещения России от 15.01.2021 № 14 «Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды»
Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа»
Письмо Министерства образования Кузбасса № 1552/16 от 09.02.2023
Письмо Комитета образования и науки Администрации г.Новокузнецка № 592 от 13.02.2023
Письмо Министерства образования Кузбасса № 11268/16 от 09.08.2023
Поддержка пользователей:
Служба поддержки пользователей федерального уровня: myschool@gosuslugi.ru
Телефон горячей линии: 8-800-100-70-10
Методические материалы
Видеоматериалы по ФГИС «Моя школа»
Информационные порталы:
- Портал информационно – методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа»
- Информационный портал ФГИС «Моя школа»
Методические рекомендации ученикам, родителям (законным представителям):
Инструкции для обучающихся и законных представителей по работе на платформе ФГИС «Моя школа»
Обработка персональных данных в ФГИС «Моя школа»
Инструкция по регистрации родителей (законных представителей)
Регистрация обучающихся старше 14 лет. Пошаговая инструкция
Регистрация ребенка в ЕСИА из личного кабинета родителя
Регистрация на платформе обучающихся младше и старше 14 лет через учетную запись портала Госуслуг
Методические рекомендации учителям:
Вебинары по работе в ФГИС «Моя школа»
Видеоматериалы по ФГИС «Моя школа»
Инструкции для педагогов
Инструкция по работе с Библиотекой контента
Инструкция по работе с сервисом Мои файлы
Инструкция по работе с подсистемой Тесты
Инструкция по работе в разделе Экспертиза развернутых ответов (подсистема Тесты
Общие рекомендации для педагогов по работе с системой
Рекомендации по работе с Библиотекой контента
Рекомендации по работе с сервисом Мои файлы
Рекомендации по работе с сервисом Тесты
Рекомендации по работе в разделе Экспертиза развернутых ответов (подсистема Тесты)
ИКОП «Сферум»
Основная задача платформы Sferum.ru – помощь в обучении, эффективное дополнение к существующей системе образования. Кроме обеспечения дистанционного образования, образовательная платформа «Сферум» позволяет создавать ресурсы, способствующие дидактическому процессу, его эффективной организации, коммуникации между учителями, детьми и их родителями. Для работы с платформой «Сферум» необходимо пройти процедуру регистрации.
Инструкции по регистрации
Для учеников:
Общая информация
Создание учебного профиля Сферум с компьютера или ноутбука
Установка мобильного приложения ВК Мессенджер и создание учебного профиля
Для родителей:
Общая информация
Создание учебного профиля родителя с компьютера или ноутбука
Установка мобильного приложения VK Мессенджер и создание учебного профиля
Для учителей:
Общая инструкция
Создание учебного профиля с компьютера или ноутбука
Создание учебного профиля на мобильном устройстве через приложение VK Мессенджер
Как сотруднику верифицировать профиль. Компьютер Как сотруднику верифицировать профиль. VK Мессенджер
Техническая поддержка
В случае возникновения технических неисправностей необходимо:
на адрес электронной почты info@sferum.ru направить запрос с четко сформулированной проблемой и приложить скриншот с ошибкой.
Дополнительные инструкции
Для учеников:
Присоединение ученика к чату
Возможности чатов
Действия ученика в звонке с компьютера или ноутбука
Действие ученика в звонке в мобильном приложении VK Мессенджер
Для родителей:
Присоединение родителя к чатам
Возможности чатов
Действия родителя в звонке с компьютера или ноутбука
Действия родителя в звонке из мобильного приложения VK Мессенджер
Для учителей:
Установка ВК Мессенджера на смартфон
Как сотруднику создать чат и пригласить в него участников. Компьютер Как сотруднику создать чат и пригласить в него участников. VK Мессенджер Общие возможности чатов
Возможности чатов. Создание папок
Возможности чатов. Сбор файлов
Как сотруднику запустить звонок. Компьютер
Сессионные залы в звонке. Компьютер
Планирование звонка. Компьютер
Выгрузка списка участников звонка. Компьютер
Как сотруднику запустить звонок. VK Мессенджер
Сессионные залы в звонке. VK Мессенджер
Запуск звонка из вкладки «Звонки». VK Мессенджер
Для администраторов:
Оформление и наполнение сообщества Сферум. Документы
Оформление и наполнение сообщества Сферум. Создание классов
Оформление и наполнение сообщества Сферум. Создание ссылок-приглашений и добавление сотрудников
Верификация профиля сотрудника и присоединение к сообществу Сферум через VK Мессенджер
Разбор заявок на вступление в сообщество Сферум
Возможности администратора по организации коммуникации в сообществе Сферум. Трансляции
Редактирование классов
Поддержка платформы Сферум
Результаты реализации модели цифровой образовательной среды (до 2024 года):
1. Внедрена целевая модель цифровой образовательной среды.
2. Обеспечена оптимизация деятельности управленческого аппарата и образовательной организаций.
3. 100% образовательная организация обеспечена стабильным и быстрым интернет-соединением (100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах и гарантированным интернет-трафиком).
4. Не менее 40 педагогических работников повысили компетенции в области современных технологий онлайн-обучения.
5. Для более 50% детей в общеобразовательной организаций в образовательные программы внедрены современные цифровые технологии.
6. В образовательной организации внедрены механизмы обеспечения оценки качества результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся на онлайн-курсах независимо от места их нахождения.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
№ |
Основные компоненты |
Наличие |
Удовлетворяющие требованиям ФГОС |
1 |
Официальный сайт школы |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. |
2 |
Электронная почта |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса |
|
3 |
Электронный журнал |
Есть ЭШ 2.0 |
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. |
4 |
Система электронного документооборота |
Есть |
Обеспечивает взаимодействие школы с Комитетом образования и науки г.Новокузнецка, ПФР и др. |
5 |
Возможность дистанционного обучения. |
Есть ЦОК, Сферум, ФГИС “Моя школа” и др |
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
7 |
Система поддержки пользователей компьютерной техники |
Есть |
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
8. |
Высокоскоростной интернет. |
Есть Ширина канала подключения к сети Интернет – 100 Мбит/с, Провайдер – Ростелеком |
Обеспечивает доступность использования интернета в образовательных целях |
Информации о техническом обеспечении по программе: "Цифровая образовательная среда"
Наименование оборудования | Количество | Приказ |
Ноутбук (тип 1) | 18 | Пр.№214 от 06.08.2021 г. |
Ноутбук (тип 2) | 6 | |
IP камера | 6 | Пр.№213 от 06.08.2021 г. |
Телевизор | 6 | |
Пульт ДУ для телевизора | 6 | |
Многофункциональное устройство (МФУ) | 1 | Пр.№212 от 06.08.2021 г. |
Сервер | 1 |